(разному научат. Чему и как учили в Константинополе)
Главной причиной устойчивости Византии - это ее культура. Устойчивость культуры традиции базировалась на преемственности образования которая шла еще от Античности. В Древней Греции базовое образование считалось обязательным для взрослых граждан мужского пола - мальчиков учили чтению, письму, декламации Гомера, риторике и правильному поведению в обществе. Учили чтению и письму и девочек - но только в богатых семьях, которые могли себе это позволить, девочки из бедных семей учились прясть и готовить. Так обстояли дела Византии, городе расположенном на месте современного Стамбула. На территории дворца Топкапы находились общественные площади древнего города а значит и место где философ или нанятый городом ритор учил молодежь мужского пола. Девочек учили дома, на территории усадеб Византия.
К моменту создания Константинополя в империи существовал образовательный канон, называемый пайдейя. Согласно этому канону образованный человек умел читать, писать по-гречески и по-латыни, знать Гомера, Геродота, уметь образно выражать свои мысли и составлять тексты с цитатами из классиков. Это было базовое образование занять место в обществе. Тому кто хотел большего нужно было учить сложные науки и работать с бородатыми философами которые преподавали ученикам сложные схемы мышления, освоение которых открывало новые позиции и возможности для личного роста.
Христиане, число которых в империи постоянно росло, изначально смотрели на это образование с презрением. Философы были язычниками воспринимали христианство как опасную форму мистицизма и поддерживали кровавые репрессии против христиан, которые устраивали позднеантичные императоры. После христианизации империи маятник качнулся в другую сторону - уже императоры-христиане закрывали языческие храмы и изгоняли философов, которые позволяли себе злые шутки по поводу власть предержащих.
Однако постепенно антагонизм между христианами и язычниками уступил место творческому сотрудничеству. Великие отцы-каппадокийцы -Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин соединил греческие мыслительные практики с христианским учением и создали новую науку о размышлении которая потом и преподавалась в Византии. Эта наука сочетала христианскую этику с античными методиками образования - так в список преподаваемых предметов попали Ветхий и Новый Завет, которые заняли место в “едином учебнике” рядом с Гомером и Геродотом. Византийцы знали и философию и занимались Платоном и Аристотелем задолго до освоения этих авторов в культуре классической средневеково Европы. Помогали этому и новые центры изучения грамотности и традиции. Произведения классиков читали и переписывали не только в кругах образованных горожан и в усадьбах знати, но и в монастырях, которые постепенно становились центрами передачи знаний. Некоторые из старых, основанных возможно в Античности центров изучения грамоты такие как Афон, существуют до сих пор и притягивают к себе ученых людей .
С течением времени империя менялась, сжимаясь под ударами врагов, однако образовательный канон оставался прежним. Императоры и епископы боролись друг с другом, отлучали друг друга от церкви и обьявляли еретиками, возникали восстания и бунты однако в столице империи, Константинополе за надежной защитой морских и сухопутных стен умудренные старцы все еще преподавали ученикам “Одиссею” и “Илиаду”, изучали Ветхий и Новый Завет а также учили подростков составлять пространные речи на давно вымершем аттическом диалекте древнегреческого языка по канонам четвертого века нашей эры. Учились грамоте и девочки - посушницы в женских обителях умели читать а византийские принцессы владели не только Новым Заветом но и Аристотелем. Но база оставалась классической - Гомера мальчики и девочки заучивали наизусть. Нам это может показаться странным - но это только на первый взгляд ,ибо в школах мы (независимо от происхождения) до сих пор занимаемся тем же самым - учим наизусть произведения великих писателей будь то Тарас Шевченко, Тефик Фикрет или Александр Пушкин.
Подробнее