(Не)занимательная антропология
Демоны-дискриминаторы и социальная журналистика В 4 часа утра вся мужская часть гобийской экспедиц...
Демоны-дискриминаторы и социальная журналистика
В 4 часа утра вся мужская часть гобийской экспедиции, ворча и зевая, согревала чай и проверяла диктофоны: они собирались совершить восхождение на священную монгольскую году Алтан-овоо. А я нежилась в спальнике - и не по своей воле. Я вообще-то тоже собиралась с ними, но, когда наш коллега, монгольский этнограф, услышал об этом, он уже за три дня до события начал рассказывать нам страшилки из серии “Однажды одна девочка не послушала старших и решила подняться на священную году вместе с мужчинами своего рода”. Дальше дух годы демонстрировал свое недовольство самыми разнообразными способами: то у девочки началась корь, то руки отсохли. Сначала мы очень веселились, но постепенно я поняла, что наш коллега говорит это всерьез. Женщинам на святую гору просто нельзя. Просто нет, и все. Как я не злилась, а на Алтан-овоо подняться мне не дали.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ АРХИПОВОЙ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ АРХИПОВОЙ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ 18+
А вот бурятская бабушка нашей собеседницы из Иркутской области смогла обойти похожий запрет. Ее отец был шаманом, который возглавлял моление духу на родовой горе Шаманке (конечно, только мужчин). Без контакта с духом нет счастья и удачи всему поселку. Но вот отца в 1930-е годы арестовали. Никто больше не мог обратиться к духам, потому что правильные слова знал только шаман. А еще, конечно, его дочь, но, с точки зрения духа горы, женщине там не место. Тогда эта девочка надела штаны своего отца, обрезала волосы, и притворившись мальчиком, повела мужчин поселка совершать родовое жертвоприношение на гору. Видимо, дух горы был не просто мизогинистом, но еще и слепым мизогинистом.
Эти истории могли бы показаться милыми байками, если бы не тот факт, что поведение духов воплощает нормы, принятые в данном обществе. Социальное неравенство между мужчинами и женщинами - особенность сложно организованных обществ, и часто мы просто не замечаем примеры такого поведения вокруг нас (а иногда и честно игнорируем).
Сейчас в России мы переживаем усиление патриархальных норм, стремление единственным образом заморозить гендерные роли, а вместе с тем сдерживать развитие образования и культуры, свободы выбирать и строить свою идентичность, быть собой. Социальный журналистский проект “Гласная” практически весь посвящен этим темам. Он очень хороший, мы для них написали нашу самую трагикомическую колонку о том, как “охранители семейных скреп” пытаются победить Хагги-Вагги.
“Гласная” уже второй год мониторит ситуацию с милитаризацией образования;
следит за насаждением эзопова языка в школе; задается вопросом, нужны ли уроки секспросвета? И как связано табуирование названий половых органов с принятием насилия?
Есть и менее очевидные темы. Например, вокруг нас очень мало улиц, названных в честь женщин - гласная посчитала, что их в двадцать раз меньше, чем названий в честь мужчин. А почему это важно?
Как живут женщины, одни из которых уехали в эмиграцию вслед за своими любимыми, а другие остаются в России и занимаются одной рукой семьей, а другой - гражданским протестом.
Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на телеграм-канал “Гласной” @glasnaya_media
#реклама