Сегодня было совершено покушение на депутата Милли Меджлиса от правоцентристской «Партии Великого Порядка» Фазиля Мустафу. Многочисленные факты указывают на то, что нападение быть совершено либо членом иранского прокси, либо же гражданином, индивидуально следующим радикальным течениям шиизма.
Действительно, такие мотивы у преступления могут быть, поскольку еще пару месяцев назад Фазиль Мустафа призывал правоохранительные органы проверить организации шиитских паломничеств на предмет финансирования иранских прокси. Казалось бы, обычный представитель власти, который стоит на позициях секуляризма и остерегается того, что шиитское течение может стать механизмом контроля со стороны ИРИ. Но все не так однозначно.
Решив поизучать биографию Фазиля Мустафы я обратил внимание на изданную им в нулевые годы книгу «Azərbaycan türkünün iman davası» (Борьба азербайджанца за иман). К самой книге доступа не удалось получить, но нашел на турецких сайтах фотографию обложки, где можно обратить внимание на интересные вопросы, которые ставит автор в своей книге: «Şia. İslam’ın neresinde» (Шиизм. Каково его место в Исламе); Aranan Yol: Hz.Muhammed’in dini mi farsın mezhebi mi? (Путь который мы ищем: религия Пророка Мухаммеда (с.а.в.с) или мазхаб персов?).
Вспоминается, что в своих мемуарах именно председатель парламента АДР Топчибашев отзывался о шиизме как о «персидском искажении Ислама», будучи сам суннитом. Могу предположить, что книга депутата построена отчасти в таком же дискурсе.
Возвращаясь к политической биографии Фазиля Мустафы, стоит отметить, что в 1990-е годы он был видным членом Народного Фронта Азербайджана и отвечал за связи с Турецкой Республикой. Исследования, на которые мы ранее здесь ссылались, показывали, что верхушка НФА, находясь у власти делала ставку на ползучую суннитизацию страны в целях сближения с Турцией и изоляции духовного влияния Ирана.
Далее мы проанализируем размышления об исламской тематике на Facebook странице Фазиля Мустафы. Первое что бросается в глаза: посты от апреля 2019 и июля 2016, где депутат подвергает критики шиитскую концепцию временного брака мута/сигэ (نكاح المتعة), как не имеющую ничего общего с Исламом. В том же посте от 2016 депутат сетует, что исторически азербайджанцы следовали своему «выдуманному Исламу», имеющему все пороки, которые критикует эта религия. В таком духе у Фазиля Мустафы в азербайджаноязычном интернете интервью много, где присутствует скрытая критика в адрес местного и про-иранского шиитского духовенства с формулировками «нам преподносят невежественные адаты в виде Ислама».
А вот что говорил Фазиль Мустафа в одном из своих интервью: «Например, меня спрашивают, что такое Ислам. Я объясняю это. Затем они спрашивают, есть ли самобичевание в Исламе? Я говорю "нет" и объясняю жизнь Пророка, суть Ислама. В Исламе не может быть любви выше любви к Аллаху. Человек возвращается, что «ты против моих взглядов, что у меня больше любви к Ахли Бейт». Да будет так, у нас тоже есть любовь к Ахли Бейт, кто вообще считает себя мусульманином и не любит Ахли Бейт? Но ведь нет любви выше любви к Аллаху. Это не вопрос о сущности ислама, мой брат. Ислам имеет основы веры.»
Ну и вишенкой на торте, репост из канала «Исламская Философия» со стихотворением Низами Гянджеви, где пятикратный намаз и четыре праведных халифа упоминаются в позитивном контексте.
К чему я расписал все это? В русскоязычном пространстве это может быть неочевидно, но в азербайджаноязычных медиа Фазиль Мустафа неоднократно выступал с про-суннитских позиций. И отчасти в этом и может крыться причина, почему именно он стал мишенью иранских прокси в Азербайджане.
@occidentalist
Подробнее